Консультации

Консультация для родителей
«Как приучить ребенка слушать музыку дома?»

Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретайте записи музыкальных сказок: («Теремок», «Лиса, заяц  и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновых и др.)


Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, джазовой музыкой.
Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.
Включайте качественную запись музыкального произведения на тихой звучности. Не ограничивайте деятельность ребенка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребенок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип уже знакомого произведения.
Теперь при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений ( это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному произведению.
Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. С развитием технологий теперь почти в каждом доме есть караоке- пойте для детей и вместе с детьми, выбирайте песни из рубрик «Детские», «Народные», «Иностранные». Не страшно, если вы не знаете языка, их можно и нужно петь с детьми на какой-нибудь нейтральный слог – ля-ля-ля, та-та-та, на-на и т.д. Такое пение не только расширяет их слуховые представления, но и развивает певческий голос.
Существует так называемый метод активного слушания музыки - здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие-либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая — можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.
Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке — балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.
 Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Детский репертуар.
Обучение грамоте начинается с букваря. Обучение слушанию музыки тоже необходимо начинать с правильной музыкальной литературы.
Очень выразительными и красноречивыми будут для вашего ребенка произведения П.И.Чайковского. Композитор создал сценки из жизни детей: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь и ласковые, нежные, мечтательные пьесы, и музыкальные зарисовки «Мама», «Сладкая греза», «Зимнее утро».
С. С. Прокофьев адресовал юным слушателям сборник пьес под названием «Детская музыка». Рекомендуется прослушать «Сказку» и пьесу «Ходит месяц над лугами» из этого сборника.
Детей не оставят равнодушными произведения Р.Шумана «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», загадочная пьеса «Отзвуки театра» и красочное произведение «Дед Мороз».
В «Детском альбоме» А. Гречанинова заслуживают особого внимания пьесы «Верхом на лошадке», «Необычное путешествие». Произведения композитора С. Майкапара:  «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут понятны даже самым маленьким слушателям.
   Возвращайтесь к прослушанным произведениям. Чем чаще слушать знакомые произведения, тем больше они будут нравиться. Это одно из удивительных свойств музыки. С каждым разом слушатель может находить для себя все новые и новые оттенки, краски, переживать новые эмоции. Главное, научиться слушать музыку внимательно, следить за переливами мелодии, водопадами гармонии и звуков, обращать внимание на динамику звучания, на тембр инструментов.
    Желательно сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Это не займет много времени, зато: обогатит
- обогатит внутренний мир вашего ребенка,
- разовьет его музыкальную восприимчивость,
- заложит основы понимания искусства и
- воспитает хороший музыкальный вкус.
    А если вы захотите, чтобы Ваш ребенок услышал знакомые произведения в живом исполнении, то пора на концерт.  Живое исполнение вызывает более глубокие чувства и переживания, в этом состоит еще один секрет музыки.
Это обогатит представления Вашего ребенка  о том, какой разнообразной и многогранной может быть музыка.


Рекомендации родителям: использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Отношение родителей к музыке очень передаётся ребёнку. Задумайтесь, как Вы относитесь к музыке и какое отношение к ней выбираете? Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. 




Консультация для родителей

Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников.
Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.
У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко» Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание: послушайте любое музыкальное произведение. Желательно,  чтобы  музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению)  это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских классиков:  П. И. Чайковского,  С. Прокофьева,  Д. Кабалевского).  В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения. Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило? Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким – либо рисунком.
. Перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Ребенок 3-4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения. Выберите несколько песен с шутливым, жизнерадостным текстом, а также песни печального содержания. К примеру, подойдут песенки "Антошка",  "Пропала собака" и т. п. Дайте малышу внимательно прослушать песню, а затем предложите ему определить характер музыки. С уверенностью можно утверждать, что ребенок правильно охарактеризует мелодию, ведь в этом ему помогут слова песни. Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у крохи и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.   Возьмите диск с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком.
Точно такое же задание можно выполнять и под музыку грустного, печального характера. В этом случае вы можете включить произведение Шуберта "Аве Мария" или "Лебедь" Сен - Санса. Теперь ребенок, скорее всего, выберет карандаши более темных оттенков, а созданный им рисунок будет разительно отличаться от предыдущего. Если малыш самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера серое небо с темными тучами. Возможно, малыш будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это тоже выражение чувства и настроения

Пусть ребенок не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

"Инфоурок" Дошкольное образование

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога